Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Острота обоняния и ее связь с неврозом

Острота обоняния и ее связь с неврозом

Фрейд считал, что эволюция, приведшая человека к прямохождению, сыграла злую шутку с его сексуальностью: она лишила его остроты обоняния, до сих пор выполняющего основную роль  в поиске партнера у животных. Нос оторвался от анально-генитальной зоны и ответственность за сексуальное влечение была передана другому органу чувств — зрению. Зрение для этой цели не слишком годится, недаром "обман" является чуть ли не главной его характеристикой, а вот нюх — не обманешь. Эта подмена, по мнению отца психоанализа, свидетельствует о том, что жертвой, которую эволюция человека принесла на алтарь культуры, была его сексуальность.

Ритуалы спаривания у прямоходящих уже не держались на остром наслаждении физиологическими, в первую очередь — фертильными запахами, которые появлялись у самок раз в году или раз в сезон и безошибочно вели самца к тем из них, кто был готов к оплодотворению. Потерявший важный ориентир самец теперь предпочитал не расставаться с самкой, секс, оторвавшись от обоняния, стал постоянным спутником человеческой пары, изменил физиологию человека. Человек научился наслаждаться при помощи зрения, выбирая  подругу на основе визуальных ощущений. Так появилось понятие красоты, заменив фертильные запахи в механизме психосексуальности.

Парциальные (частичные) влечения, которыми оперирует классический психоанализ: садизм-мазохизм, эксгибиционизм-вуаейризм, не включают обоняния. Острое обоняние появляется в жизни культурного человека, скорее, как ошибка, как патология. Обоняние стало стимулом перверсии —  например, фетишист  привязан к  острому  и неприятному запаху ноги как к источнику особого (запретного) наслаждения;  копрофил — к  отвратительному для человека запаху экскрементов. Или признаком невроза — невротики навязчивости, фобические невротики, истерики, по мнению Фрейда, обладают тонким, жадным обонянием, свидетельствующим о слишком сильной сексуальной конституции, не позволяющей им справиться с жесткими требованиями культуры, стоновясь, тем самым, причиной психического расстройства.

В качестве примера для своей теории Фрейд приводит амбивалентное отношение человека к его главному компаньону в мире животных — собаке, которую можно сформулировать словами известной пословицы: "Хорошо, когда собака друг, но плохо, когда друг — собака". Чем же не угодила верная и преданная спутница человека своему хозяину? Ненасытным интересом к запаху ( и вкусу) экскрементов, отсутствием "стыда" в интимных для человека делах —  дефекации, мочеиспускании и половых сношениях, поскольку культура, основанная на визуальном влечении, запретила ему заниматься этим на виду у всех. Того, кто пренебрегает правилами культурной жизни, разгневанный человек  обзовет именем своего верного друга — собакой.

 

Источник

Оставить комментарий