Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Подросток нашего времени

Подросток нашего времени

    В последнее время, наблюдая за событиями в жизни подростка, можно отметить, что их поведение изменилось — повысился уровень агрессивного поведения, участились случаи суицида,  происходит деформация ценностных ориентаций.  Подросток десять лет назад и сейчас — это два разных человека. Но, на мой взгляд, интереснее узнать "кто такой подросток" у самих подростков. 

       Поскольку, я работаю с подростками на протяжении семи лет, то замечаю как они меняются. Эти изменения носят разносторонний характер. С одной стороны, ребята становятся более креативными, творческими, их мышление становится гибким, можно предположить, что на это, в том числе и повлиял приход современных гаджетов. С другой стороны, необходимо отметить влияние интернета (социальные сети, открытый доступ к любой информации) — есть различные сайты, сообщества, группы в соц.сетях, содержащие негативную информацию, которая неадекватно сказывается на молодежи. 

      Меня, в свою очередь, интересовал вопрос: Кто такой подросток в нынешнее время? На одном из групповых занятий с подростками,  мы раскрывали тему "Подросток глазами подростка". Активно обсуждали молодежь в современном обществе, какие условия и факторы оказывают влияние на развитие подрастающего поколения, и выполняли упражнения. На занятии присутствовало 28 учащихся общеобразовательных школ г. Челябинска, которые обучаются в 9-11 классах, из них 19 девушек и 9 юношей, в возрасте 15-17 лет.

     Одно из упражнений, которое я предлагала — это упражнение "Портрет подростка". Участникам предлагалось индивидуально нарисовать портрет современного подростка и наделить его качествами.

    Качества, которые участники присвоили современному подростку условно поделили на три блока. К первому блоку относятся эмоционально – волевые качества, которые включают в себя, чувства, переживания, эмоции подростка. Второй блок содержит мотивационно – целевые качества – это наличие/отсутствие стремлений, направленности, ориентаций на что – либо. И коммуникативные качества, которые способствуют выстраивать взаимоотношения с окружающими.

Ребята наделяют современного подростка, следующими качествами (см. таблицу)

Эмоционально – волевые качества подростка

Интернет зависимый/ зависит от гаджетов/ проживает свою жизнь в интернете

28 чел.

 

Депресивный/ ранимый/ эмоциональный/ замкнутый/ скрытый/ чувствительный

12 чел.

Неуравновешенный/ вспыльчивый

8 чел.

Мотивационно – целевые качества подростка

Целеустремленный

12 чел.

Неопределенный/ непредсказуемый

8 чел.

Беззаботный/ безответственный

8 чел.

Пофигизм/ безбашенность

6 чел. 

Ленивый

4 чел.

Ограниченный

4 чел.

Коммуникативные качества подростка

Активный/ веселый/ радостный/ свободный/ счастливый

16 чел.

Разносторонний/ креативный/ талантливый

10 чел.

Общительный/ дружелюбный/ доверчивый

10 чел.

 

     Чтобы закрепить понимание о том, кто такой подросток, ребята выполнили следующее упражнение. За основу взяли слово ПОДРОСТОК и на каждую букву прописали качества, которыми обладает подросток. 

П — позитивный / пессимистичный

О — оптимистичный

Д — дружелюбный / драмматичный

Р — рискованный / радостный / разный

О — озадаченный

С — сентиментальный / скрытный

Т — творческий / тревожный

О — озабоченный

К — крутой / креативный / коммуникабельный

   Также  в процессе занятия, нами обсуждалась такая тема, как факторы влияющие на отклоняющееся (асоциальное/деструктивное) поведение у подрастающего поколения. По мнению ребят, на такое поведение оказывают влияние следующие факторы:

1. Интернет.

     На сегодняшний день нужную и ненужную информацию легко найти при помощи интернета. Сейчас "модно" выкладывать свою жизнь в интернет. И чтобы получить наибольшее количество просмотров, нужно выложить "что-то цепляющее". Как правило видеозаписи и фото получают больше просмотров, если в них присутствует агрессия, насилие, вандализм. Особенно значительную роль в формировании деструктивных действий играют модели поведения авторитетных фигур. Исследователями доказано, что с появлением СМИ и интернета, у подрастающего поколения произошла смена авторитетных фигур. Если 20-30 лет назад для подростка авторитетом выступал кто-то из членов семьи, родственников, знакомых, то сейчас как правило это компьютерные персонажи, актёры, и прочие знаменитости.

2. Взаимоотношения с родителями

       На сегодня проблема занятости родителей приобретает угрожающий характер. Родители большую часть времени проводят на работе, многие продолжают работать дома, при этом размываются границы между "работа" и "дом". Ребята в процессе беседы отмечали, что часто родители дома говорят "Я сейчас работаю, не мешай!", "Посмотри телек, поиграй в компьютер или почитай — мне нужно поработать!". Как правило такие фразы они слышат именно в тот момент, когда родитель нужен здесь и сейчас. В следствии таких отказов, дети становятся предоставленными сами себе, все меньше обращаются к родителям, все меньше им рассказывают о том, что у них происходит. Далее начинаются легкие притирания, ссоры, конфликты. Ребёнок не находит принятия в своей семье, ему не оказывают необходимое внимание, его часто не слышат. При этом агрессивность, враждебность, злость внутри него и он находит выход этим эмоциям — порча имущества, нанесение вреда себе и окружающим.

3. Школьная среда

         Поскольку около 5-7 часов ребенок проводит в школе (уроки, дополнительные занятия), то атмосфера школы тоже наносит отпечаток на поведение подростка. Отечественные ученые, исследуя поведение подростков в школе пришли к выводу, что если ребенок вовлечен в школьные дела (участвует в мероприятиях), проявляет активность в общении с учителями и сверстниками, принят в классе, то уровень его деструктивного поведения низкий. Задача школы, а именно педагогического состава состоит в необходимости вовлечения детей в жизнь школы. 

      Я наблюдала в школе ситуацию, как учитель вывел класс на улицу и сказал ребятам: "Час играем на улице!". Дети были немного в ступоре: они какое-то время просто ходили, потом разбились по два-три человека. Кто-то "ушёл" в телефон, единицы просто бегали (играли в "догонялки"). Влияние дворовых, коллективных игр тоже уже доказано — подобные игры снижают уровень деструктивных действий. Играя, ребенок социализируется, находит выход своим эмоциям. При этом важна роль педагога в этой игре, чтобы в ситуациях конфликта и недопонимания, разрешать ссоры. 

4. Взаимоотношения со сверстниками

    Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является межличностное общение со сверстниками. Как правило, подростки выбирают себе в друзья тех, с кем схожи интересы, ценности, взгляды. Бывают ситуации, когда подросток бросается на различные поступки, чтобы сохранить / заполучить свой авторитет.Особенно это касается когда подросток начинает дружить с "плохой" компанией.  

       В заключении хотелось бы добавить, что многие родители на сегодняшний день озадачены поведением своего ребёнка. Поведение может вызывать тревогу, страх, непонимание. Но как понять, что что-то не так с подростком? Вариантов, когда ребёнок "просит" о помощи достаточно много:

  • он может прямым текстом говорить, что ему не хочется жить;
  • не хочет делится с окружающими, что происходит с ним;
  • ничего про себя, свои переживания не рассказывает;
  • систематично использует алкоголь, психотропные вещества.

     И часто при таком поведении, родителю трудно услышать/увидеть своего ребёнка, понять какая потребность стоит за его таким поведением. Если родителям трудно с ребёнком найти контакт, они не могут "выпросить" хоть какую-то информацию про него, то очень часто эту информацию можно найти на странице подростка в социальных сетях. Стоит обратить внимание какую музыку любит слушать ребёнок, какие слова в песне используются, на какие группы подписан, какие картинки/фотки размещает, или что лайкает. При этом важно действительно прочувствовать состояние подростка, обсудить с ним то, что ему нравится, проявить интерес. Ведь главная потребность подростка, да и вообще ребёнка любого возраста — это потребность ощущать себя нужным, любимым, важным. Ребёнку важно, что его принимают таким какой он есть, не пытаются его переделать и подстроить под кого-то или что-то, его принимают в любом случае.

Источник

Оставить комментарий